Поиск  
ГлавнаяПоискКарта сайтаОбратная связь en
ВЫ НАХОДИТЕСЬ ЗДЕСЬ: Главная / О концерне / История Концерна

История Концерна

Header1.jpg

Головное предприятие Концерна и Дивизиона РИС – научная и конструкторская организация с семидесятипятилетней историей. Созданное 1 октября 1944 года Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) № 17 было ориентировано на разработку самолётных радиолокационных систем и средств. Впоследствии предприятие называлось Научно-исследовательский институт № 17, Московский НИИ приборостроения, а в настоящее время – АО "Концерн "Вега". 

Аппаратура станции «Торий-А» За годы своего существования, коллектив предприятия создал большое количество систем, которые были приняты на вооружение. Первая работа ЦКБ-17 (а затем НИИ-17) – радиолокационный комплекс "Рубидий" для самолёта Ту-4 проходила под руководством главного конструктора Я.Б. Шапировского. В НИИ-17 под руководством В.В. Тихомирова разработаны радиолокационные станции (РЛС) "Кадмий", "Аргон" для бомбардировщика Ту-16 и "Изумруд" для истребителя МиГ-17П, а под руководством А.Б. Слепушкина – РЛС "Торий-А" для истребителя МиГ-15.

В 1950 году под руководством В.Е. Колчинского начались исследования, а затем разработки доплеровских измерителей скорости и сноса (ДИСС). Первым таким устройством стал ДИСС "Трасса", выпускавшийся серийно более 20 лет в различных модификациях. Он применялся на самолётах Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ил-18 и Ан-12. Дальнейшим развитием явились ДИСС "Стрела", "Мачта", применявшийся на самолётах Ту-154, Ил-62, Ан-22, и ДИСС "Снос" – для самолётов Ил-86, Як-42, Ан-72. В этот же период времени были разработаны ДИСС "Берег" и "Парус" для беспилотных летательных аппаратов ВМФ СССР, а также ДИСС серии "Винт" для вертолётов.

Под руководством В.Е. Колчинского также был разработан доплеровский посадочный радиолокатор "Планета", обеспечивший мягкую посадку на поверхность Луны автоматических станций "Луна-16, -17, -20, -21, -23, -24". Эти станции осуществили высадку на поверхность Луны самоходных аппаратов с научной и телевизионной аппаратурой и провели забор образцов лунного грунта.

Начиная с 1957 года, под руководством С.Т. Егорова начались работы по пассивной радиолокации. Около двух десятков оригинальных образцов сверхвысокочастотных (СВЧ) радиометрических устройств различного назначения было использовано на бортах вертолётов и самолётов, космических кораблей и орбитальных искусственных спутников Земли для решения научных и прикладных задач.

В 1960-х годах под руководством А.Л. Микаэляна проведены НИР "Туннель" и "Коралл", которые показали целесообразность применения в разрабатываемой аппаратуре нового источника оптического диапазона - лазера. Это дало возможность приступить к созданию систем и комплексов с принципиально новыми тактическими характеристиками. Результатом стало создание аппаратуры лазерной воздушной разведки "Шпиль-1" (главный конструктор А.Б. Слепушкин,) для самолёта МиГ-21Р и "Шпиль-2" (главный конструктор А.К. Столяров) для самолёта Су-24МР.


В начале 1960-х годах в СССР начались работы по радиолокаторам с синтезированной апертурой антенны (РСА). Московский НИИ приборостроения принял активное участие в научно-исследовательской работе "Азимут", проведённой под руководством А.П. Реутова в ВВИА им. Н.Е. Жуковского. В ней впервые были реализованы принципы РСА с получением изображения высокого разрешения. В самом институте под руководством П.О. Салганика была проведена фундаментальная научно-исследовательская работа "Клинок", в результате которой получены радиолокационные изображения местности и исследовалась наблюдаемость объектов на ней. С 1962 года под руководством А.Т. Метельского, а с 1965 года - Г.А. Зонненштраля проводилась разработка самолётной РЛС бокового обзора Б-001. По завершении Государственных испытаний РЛС в составе самолётов Як-28Б поступила в строевые части. Продолжением этих работ стала разработка комплексов БКР-1 для самолёта Су-24МР и БКР-2 для самолёта Ту-22 под руководством главных конструкторов О.Н. Яковлева, А.А. Илюшина, Л.Н. Тяпкина. РСА для этих комплексов разрабатывались под руководством главного конструктора В.В. Вепринцева.

Параллельно с разработкой авиационных комплексов наблюдения за земной поверхностью в институте начались работы по созданию аналогичных систем космического базирования. Под руководством И.А. Бруханского велась разработка радиолокационного комплекса для аппарата УС-А системы морской космической разведки и целеуказания. В состав комплекса входили радиолокатор бокового обзора (главный конструктор П.О. Салганик) и бортовая цифровая вычислительная машина "Аэлита" (главный конструктор М.П. Богачёв), которая вела обработку радиолокационной информации в реальном времени с запоминанием огромного объёма информации для передачи её по радиолиниям потребителям в сеансы связи. Высокая надёжность "Аэлиты" достигалась горячим поэлементным резервированием. Контроль радиолокационного комплекса от завода-изготовителя до стартовой позиции обеспечивал автоматический комплекс "Дельфин" (главный конструктор И.Г. Осипов). Первая информация была принята после запуска 1 апреля 1971 года искусственного спутника Земли "Космос-402". До 1988 года комплекс успешно эксплуатировался на большом количестве космических аппаратов - "Космос-402, -469, -516, -1076, -1700" и других (всего 28 пусков). В 1966 году началась разработка РСА "Меч-А" (главный конструктор П.О. Салганик) для пилотируемой орбитальной станции "Алмаз-А". К сожалению, комплект аппаратуры, прошедший полный цикл наземной отработки в составе станции "Алмаз", так и не был запущен, вместо этого институту был задан РСА "Меч-К" для беспилотного аппарата той же серии "Алмаз". В июле 1987 года на орбиту был выведен космический аппарат "Космос-1870" с РСА "Меч-К". Успешная эксплуатация с июля 1987 года по июль 1989 года позволила получить большой объём радиолокационных снимков. В марте 1991 года на орбиту был выведен космический аппарат "Алмаз-1" с РСА "Меч-КУ" с расширенными техническими возможностями (главные конструкторы П.О. Салганик, И.Г. Осипов).
 
Самолет ДРЛО Ту-126 с РТК «Лиана» Магистральное направление исследований и разработок, на многие годы определившее научную судьбу института и его статус, связано с созданием авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Первым таким отечественным авиационным комплексом стал комплекс "Лиана" (главный конструктор В.П. Иванов) на самолёте Ту-126, принятый на вооружение авиации ПВО, и в течение четверти века находившийся в войсках.

Дальнейшее совершенствование и расширение функциональных возможностей комплексов ДРЛО велось в направлении увеличения дальности и количества автоматизированных каналов управления, а главное - повышения надёжности выделения воздушных целей, в том числе низколетящих, на фоне отражений от любых подстилающих поверхностей и способности наведения истребителей на обнаруженные цели. Эти работы были реализованы созданием авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления "А-50".

Создание РЛС, способной обнаруживать воздушные цели на фоне отражённых от подстилающей поверхности сигналов, стало возможным благодаря результатам нескольких фундаментальных научно-исследовательских работ, начатых еще в 1950-е годы ("Рама", "Озеро", "Улей-С4"). Базовой работой, определившей дальнейшее развитие комплексов ДРЛО, стала научно-исследовательская работа "Пчела-67" (научный руководитель А.Т. Метельский). По её результатам институтом были проведены две ОКР.

Первая - создание нагорного радиотехнического поста для обнаружения низколетящих воздушных целей на фоне земли РТК "Перископ-В". Вскоре после принятия на вооружение комплекс был модернизирован ("Перископ-ВМ"). Главный конструктор обеих работ - А.Т. Метельский. "Перископ-В" и "Перископ-ВМ" размещались на южных, северных и восточных границах страны.

Вторая ОКР, использовавшая результаты научно-исследовательской работы "Пчела-67", - это создание радиотехнического комплекса для самолёта "А-50", принятого на вооружение отечественных ВВС в 1985 году. Этому событию предшествовали трудоёмкие лётно-конструкторские и Государственные испытания. К их проведению было привлечено большое количество специалистов промышленности и вооружённых сил. От ВВС бригадой испытателей руководил полковник А.И. Мишин.

Самолет ДРЛО А-50 Создание радиотехнического комплекса для самолёта "А-50" - одно из важнейших научно-технических достижений коллектива нашего предприятия и предприятий, составляющих кооперацию, а также всего отечественного авиа- и радиостроения. Огромный вклад в создание комплекса внесли: главный конструктор В.П. Иванов, Л.Д. Бахрах, А.В. Васильев, В.М. Воронцов, В.А. Гандурин, В.П. Иванов-мл., В.И. Карпеев, Л.Я. Мельников, С.Н. Минаев, Л.Н. Петров, В.Ф. Погрешаев, О.В. Резепов, В.Ф. Станишнев-Коновалов, А.А. Трофимов и многие другие учёные, конструкторы, инженеры, техники, рабочие, испытатели, военные специалисты.

Головное предприятие Концерна при активном участии входящих в него АО "КБ "Луч" и АО "НПП "Рубин" в 2005 году приступило к выполнению экспортного контракта по созданию системы связи и управления перехватом для самолёта дальнего радиолокационного обнаружения ВВС Индии (ОКР "Бангалор", директор международной программы А.В. Виноградный). Система связи обеспечивает радиосвязь самолёта ДРЛО с взаимодействующими объектами в различных диапазонах волн, в том числе через установленный на искусственном спутнике Земли ретранслятор. Система управления перехватом осуществляет автоматизированную оценку угроз обороняемым объектам со стороны самолётов противника, наведение истребителей на обнаруженные цели и проводку самолётов по заданным маршрутам. 

В 2006 году под руководством А. А. Антонюка проведено усовершенствование РСА комплекса наблюдения земной поверхности самолета Су-24МР за счёт применения передовых технологий получения, обработки и дешифрирования изображений. При установке модернизированного изделия не требуются переоборудование самолёта и изменение алгоритма действий экипажа в полёте.

Результаты эксплуатации модернизированной аппаратуры свидетельствуют о высокой эффективности и надёжности, при этом система цифровой обработки и регистрации формирует высококачественное радиолокационное изображение местности с разрешающей способностью по азимуту и дальности не более 1,2 - 3 м, что в 7 - 10 раз качественнее по сравнению с прежней системой. Время получения изображения для дешифрирования (от момента выключения двигателей самолёта до начала дешифрирования) сокращено с 4 - 6 часов до 20 - 30 минут. Новое рабочее место наземной обработки информации, состоящее из персонального компьютера и печатающего устройства, осуществляет считывание навигационных данных (координаты, режимы полёта) в любой точке радиолокационного изображения в автоматическом режиме.

2007-2017 гг. ознаменовались успешным завершением целого ряда проектов и началом реализации новых долгосрочных программ. Концерном проведена модернизация РТК «Шмель», в результате выполнения которой тактико-технические характеристики комплекса существенно возросли. По результатам государственных совместных испытаний самолета А-50У с РТК «Шмель-М» заказчиком выдано заключение о серийном производстве модернизированного самолета. 

В 2007 г. ОАО «Концерн «Вега» начата ОКР «Мультипликация» с целью создания привязного аэростатного комплекса ретрансляции информации, сигналов связи и управления, выполнен эскизно-технический проект на ОКР «Форпост» по разработке когерентного обзорного радиолокатора Х-диапазона наземного комплекса наблюдения. 

В это десятилетие 29 самолётов Су-24МР после проведенной Концерном модернизации поступили в эксплуатацию в Вооружённые силы, проведена модернизация пяти самолётов радиолокационного дозора и наведения А-50У. 

В 2009-2011 гг. в Республику Индия поставлены комплекты наземной части системы связи и три самолёта ДРЛО, в составе которых – разработанные ОАО «Концерн «Вега» системы управления перехватом и связи. В декабре 2011 г. за создание системы управления перехватом и связи для самолёта ДРЛО ВВС Республики Индия авторский коллектив специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ФГУП «Рособоронэкспорт» был удостоен престижной Национальной премии «Золотая идея». 

26 апреля 2012 г. – Распоряжением Правительства РФ от №659-р ОАО «Концерн «Вега» присвоен статус федерального научно-производственного центра. 

27 июня 2013 года в 20 час 53 минуты по московскому времени с космодрома «Байконур» ракетой-носителем «Стрела» на околоземную орбиту был выведен космический аппарат системы «Кондор-Э» с РСА «Стриж». В результате этого запуска на орбите начал функционировать первый (начиная с 1992 года) отечественный РСА не уступающий по своим характеристикам современным зарубежным аналогам. 

Указом Президента Российской Федерации № 20 от 14 января 2014 года Открытое акционерное общество «Концерн радиостроения «Вега» включено в состав Государственной корпорации «Ростехнологии». 

4 июля 2014 г. Военно-воздушным силам РФ передан самолет Ту-214ОН (регистрационный номер RA-64525) Авиационной системы наблюдения «Открытое небо» (АСН ОН). Система разработана ОАО «Концерн «Вега» в кооперации с рядом предприятий ОАК в целях эффективной реализации возможностей России по ведению наблюдательных полетов в рамках международного Договора по открытому небу (ДОН), подписанному 34 странами Европы и Северной Америки.

14 ноября 2014 года на основании решения Госкорпорации Ростех головное предприятие Концерна переименовано в АО «Концерн «Вега».

В 2010-2015 гг. в рамках НИОКР  «Цезарь» выполнена работа по созданию аппаратно-программных комплексов оперативных штабов по управлению выделенными силами и средствами для проведения контртеррористической операции в субъектах Российской Федерации. В 2014 г. эта работа была удостоена Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. 

В октябре 2016 г. в рамках летных испытаний совершила первый полет летающая лаборатория А-100ЛЛ, созданная кооперацией предприятий во главе с АО «Концерн «Вега» и «ТАНТК им. Г.М. Бериева» для проверки и отработки технических решений, применяемых при создании перспективного многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100. Комплекс создается по гособоронзаказу в рамках опытно-конструкторской работы «Премьер-476» на смену самолетам А-50 и А-50У. Первый полет А-100 состоялся 18 ноября 2017 года.

10 июля 2017 г. по решению Совета директоров АО «Концерн «Вега» функции генерального директора Концерна возложены на Михеева Вячеслава Алексеевича. 19 декабря того же года приказами генерального директора АО «Росэлектроника» определен контур Дивизиона создания средств разведывательно-информационных систем (Дивизион РИС) и назначен руководитель Дивизиона РИС - генеральный директор АО «Концерн «Вега» В.А. Михеев. 

6 декабря 2018 г. Воздушно-космическим силам России передан пятый модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У с бортовым номером 45. 

В апреле 2019 г. ВКС России получили в эксплуатацию шестой модернизированный А-50У с бортовым номером 42. 

Мы в соцсетях

121170, Москва, Кутузовский проспект, 34
Телефон: 8(499) 753-4004
Факс: 8(495) 933-1563