Поиск  
ГлавнаяПоискКарта сайтаОбратная связь en
ВЫ НАХОДИТЕСЬ ЗДЕСЬ: Главная / О концерне / История Концерна / История Концерна (продолжение)

История Концерна


В начале 1960-х годах в СССР начались работы по радиолокаторам с синтезированной апертурой антенны (РСА). Московский НИИ приборостроения принял активное участие в научно-исследовательской работе "Азимут", проведённой под руководством А.П. Реутова в ВВИА им. Н.Е. Жуковского. В ней впервые были реализованы принципы РСА с получением изображения высокого разрешения. В самом институте под руководством П.О. Салганика была проведена фундаментальная научно-исследовательская работа "Клинок", в результате которой были получены радиолокационные изображения местности и исследовалась наблюдаемость объектов на ней. С 1962 года под руководством А.Т. Метельского, а с 1965 года - Г.А. Зонненштраля проводилась разработка самолётной РЛС бокового обзора Б-001. По завершении Государственных испытаний РЛС в составе самолётов Як-28Б поступила в строевые части. Продолжением этих работ стала разработка комплексов БКР-1 для самолёта Су-24МР и БКР-2 для самолёта Ту-22 под руководством главных конструкторов О.Н. Яковлева, А.А. Илюшина, Л.Н. Тяпкина. РСА для этих комплексов разрабатывались под руководством главного конструктора В.В. Вепринцева.

Параллельно с разработкой авиационных комплексов наблюдения за земной поверхностью в институте начались работы по созданию аналогичных систем космического базирования. Под руководством И.А. Бруханского велась разработка радиолокационного комплекса для аппарата УС-А системы морской космической разведки и целеуказания. В состав комплекса входили радиолокатор бокового обзора (главный конструктор П.О. Салганик) и бортовая цифровая вычислительная машина "Аэлита" (главный конструктор М.П. Богачёв), которая вела обработку радиолокационной информации в реальном масштабе времени с запоминанием огромного объёма информации для передачи её по радиолиниям потребителям в сеансы связи. Высокая надёжность "Аэлиты" достигалась горячим поэлементным резервированием. Контроль радиолокационного комплекса от завода-изготовителя до стартовой позиции обеспечивал автоматический комплекс "Дельфин" (главный конструктор И.Г. Осипов). Первая информация была принята после запуска 1 апреля 1971 года искусственного спутника Земли "Космос-402". До 1988 года комплекс успешно эксплуатировался на большом количестве космических аппаратов - "Космос-402, -469, -516, -1076, -1700" и других (всего 28 пусков). В 1966 году началась разработка РСА "Меч-А" (главный конструктор П.О. Салганик) для пилотируемой орбитальной станции "Алмаз-А". К сожалению, комплект аппаратуры, прошедший полный цикл наземной отработки в составе станции "Алмаз", так и не был запущен, а вместо этого институту был задан РСА "Меч-К" для беспилотного аппарата той же серии "Алмаз". В июле 1987 года на орбиту был выведен космический аппарат "Космос-1870" с РСА "Меч-К". Успешная эксплуатация с июля 1987 года по июль 1989 года позволила получить большой объём радиолокационных снимков. В марте 1991 года на орбиту был выведен космический аппарат "Алмаз-1" с РСА "Меч-КУ" с расширенными техническими возможностями (главные конструкторы П.О. Салганик, И.Г. Осипов).
 
Самолет ДРЛО Ту-126 с РТК «Лиана» Магистральное направление исследований и разработок, на многие годы определившее научную судьбу института и его статус, связано с созданием авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Первым таким отечественным авиационным комплексом стал комплекс "Лиана" (главный конструктор В.П. Иванов) на самолёте Ту-126, принятый на вооружение авиации ПВО, и в течение четверти века находившийся в войсках.

Дальнейшее совершенствование и расширение функциональных возможностей комплексов ДРЛО велось в направлении увеличения дальности и количества автоматизированных каналов управления, а главное - повышения надёжности выделения воздушных целей, в том числе низколетящих, на фоне отражений от любых подстилающих поверхностей и способности наведения истребителей на обнаруженные цели. Эти работы были реализованы созданием авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления "А-50".

Создание РЛС, способной обнаруживать воздушные цели на фоне отражённых от подстилающей поверхности сигналов, стало возможным благодаря результатам нескольких фундаментальных научно-исследовательских работ, начатых еще в 1950-е годы ("Рама", "Озеро", "Улей-С4"). Базовой работой, определившей дальнейшее развитие комплексов ДРЛО, стала научно-исследовательская работа "Пчела-67" (научный руководитель А.Т. Метельский). По её результатам институтом были проведены две ОКР.

Первая - создание нагорного радиотехнического поста для обнаружения низколетящих воздушных целей на фоне земли РТК "Перископ-В". Вскоре после принятия на вооружение комплекс был модернизирован ("Перископ-ВМ"). Главный конструктор обеих работ - А.Т. Метельский. "Перископ-В" и "Перископ-ВМ" размещались на южных, северных и восточных границах страны.

Вторая ОКР, использовавшая результаты научно-исследовательской работы "Пчела-67", - это создание радиотехнического комплекса для самолёта "А-50", принятого на вооружение отечественных ВВС в 1985 году. Этому событию предшествовали трудоёмкие лётно-конструкторские и Государственные испытания. К их проведению было привлечено большое количество специалистов промышленности и вооружённых сил. От ВВС бригадой испытателей руководил полковник А.И. Мишин.

Далее...


Россия, 121170, Москва, Кутузовский проспект, 34
Телефон: 8(499) 753-4004
Факс: 8(495) 933-1563