Поиск  
ГлавнаяПоискКарта сайтаОбратная связь en
ВЫ НАХОДИТЕСЬ ЗДЕСЬ: Главная / Пресс-центр / Новости

ПРЕЗИДЕНТ РФ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ УЧЁЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КОНЦЕРНА "ВЕГА" В ПЕРЕЧНЕ ПОРУЧЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РФ

07.10.2010

4 октября 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по итогам заседания Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России 22 сентября 2010 года, в который вошли и предложения, высказанные генеральным директором-генеральным конструктором ОАО «Концерн «Вега» Владимиром Вербой в ходе заседания.

Полный текст документа:

«1. Правительству Российской Федерации совместно с государственными академиями наук, государственными корпорациями «Росатом», «Ростехнологии», «Роснанотех», некоммерческой организацией «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» с привлечением коммерческих организаций, являющихся головными структурами по выполнению заданий государственного оборонного заказа:

а) выработать комплекс мер, обеспечивающих повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного и двойного назначения за счёт использования существующих и перспективных исследований и разработок научных и образовательных учреждений;

б) подготовить предложения по координации работ, выполняемых в рамках государственного оборонного заказа, с проектами по приоритетным направлениям работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России;

в) обеспечить завершение формирования комплексной программы перспективных фундаментальных исследований, проводимых государственными академиями наук, ведущими научными и образовательными учреждениями в интересах обороны и безопасности государства;

г) разработать эффективный механизм, обеспечивающий обмен информацией между ведущими научными и образовательными организациями, занимающимися исследованиями и разработками в интересах обороны и безопасности государства и гражданскими разработками двойного назначения, и научными организациями Минобороны России.

Ответственные: В.В Путин, руководящие (исполнительные) органы управления государственных академий наук, С.В. Кириенко, С.В. Чемезов, А.Б. Чубайс, В.Ф. Вексельберг.

Срок – 1 декабря 2010 года.

2. Правительству Российской Федерации представить предложения в отношении субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам для специалистов в возрасте до 35 лет, занятых перспективными исследованиями и разработками в области создания наукоёмкой и высокотехнологичной продукции для нужд обороны и безопасности государства в соответствии с заданиями государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

Ответственный: В.В. Путин.

Срок – 1 ноября 2010 года.

3. Минобороны России:

а) представить предложения о создании обособленной структуры в области заказа и сопровождения прорывных, высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства, модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации, а также создания технологий и продукции двойного назначения, в том числе с учётом зарубежного опыта;

б) разработать порядок формирования и согласования заданий научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых научными организациями Минобороны России, а также предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса за счёт средств федерального бюджета, предусматривающий участие в них в качестве соисполнителей ведущих научных и образовательных учреждений, с обязательным включением этой нормы в состав конкурсной документации.

Ответственный: А.Э. Сердюков.

Срок – 1 декабря 2010 года.

4. Контрольному управлению Президента Российской Федерации представить доклад о ходе разработки и утверждения программ инновационного развития компаний с государственным участием, предусматривающих увеличение расходов на исследовательские работы и модернизацию технологий, а также об утверждённых процедурах рассмотрения отчётов о реализации таких программ в Правительстве Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти.

Ответственный: К.А. Чуйченко.

Срок – 15 декабря 2010 года».

Напомним предысторию появления этого важнейшего документа.

22 сентября в г. Раменское Московской области под председательством Президента РФ Д.А. Медведева cостоялось шестнадцатое заседание Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое было посвящено теме инновационного развития оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных Сил России. Активное участие в его работе принял генеральный директор-генеральный конструктор ОАО «Концерн «Вега» В.С. Верба.

Глава государства в своем вступительном слове отметил:

«От того, насколько силён инновационный компонент в оборонном комплексе, зависит не только формирование облика Вооружённых Сил, но и развитие экономики в целом. Мы знаем, как много было сделано в прежние годы, каков потенциал инновационный оборонного комплекса был в советский период и какое он влияние оказал вообще в целом на развитие материальной базы экономики нашей страны…

Напомню, что крупные интегрированные структуры оборонно-промышленного комплекса – это, в большинстве своём, государственные компании. В декабре прошлого года по итогам работы Комиссии было поручено разработать программы инновационного развития своих предприятий. Пока работа идёт очень слабо, и я жду подробного доклада по этому вопросу практически от всех компаний и хотел бы, чтобы этот доклад обобщило Контрольное управление…

В ближайшее время будут согласованы и приняты ключевые для инновационного развития оборонно-промышленного комплекса документы: это и Государственная программа вооружений, федеральная целевая программа развития ОПК на период с 2011 по 2020 год. Об этом я уже в начале сказал и ещё раз хотел бы подчеркнуть, что весьма немалые средства, которые выделены в рамках программы, должны быть использованы на перспективные цели, в том числе на создание высокотехнологичных производств, на создание инновационной инфраструктуры и на системную глубокую модернизацию российского оборонного комплекса – без этого просто комплексу не выжить.»

Выступивший после Президента РФ министр обороны РФ Анатолий Сердюков детально остановился на применении технологий, разработанных в ходе создания различных видов вооружений в гражданском секторе. В частности, он доложил, что начаты лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, завершаются разработки межвидового авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (это «А-100»). Многие наукоёмкие технологии, созданные при их разработке, найдут гражданское применение.

«Инновации в военной сфере – это одно из главных условий безопасности нашей страны, поскольку в войнах будущего решающим аргументом вооружённой борьбы будет наличие у государства высокотехнологичного вооружения….», - подчеркнул в заключение Анатолий Сердюков.

После доклада министра обороны Дмитрий Медведев предложил заслушать представителей оборонной промышленности и предоставил слово Владимиру Степановичу Вербе – генеральному директору-генеральному конструктору Концерна радиостроения «Вега».

Выступление В.С. Вербы приведём полностью (по стенограмме с сайта www.kremlin.ru):

«В.ВЕРБА: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые участники заседания!

Для предприятий ОПК инновации и технологическая модернизация сегодня – это важнейшая задача, это и новое качество продукции, её конкурентоспособность, о необходимости повышения которой год назад Вы, Дмитрий Анатольевич, ставили перед нами задачу в Реутове.

По поручению Президента Председателем Правительства был проведён ряд встреч руководства ОПК и Министерства обороны с участием генеральных конструкторов по направлениям, руководителей интегрированных структур с обстоятельным анализом реального положения дел.

Мы признаём обоснованность претензий Министерства обороны к качеству некоторых видов продукции и справедливость требований заказчика по созданию перспективных образцов техники и вооружения для реформированных Вооружённых Сил. Мы понимаем, что импорт некоторых образцов вооружения – это вынужденная мера. Наш путь – это импорт технологий, создание совместных предприятий, технологическое перевооружение ОПК. Нам сегодня жизненно необходима технологическая модернизация и инновационное развитие предприятий ОПК, чтобы разрабатывать и выпускать продукцию мирового качества. ОПК должен стать главным двигателем прогресса в России и заказчиком инноваций.

Радиоэлектронная отрасль, которая насчитывает порядка 400 предприятий, ежегодно проводит свою конференцию. И на прошлой неделе мы собирались в Томске, провели глубокий анализ и выработали некие меры по инновационному развитию нашей отрасли и определили ряд проблем. На некоторых из них я кратко остановлюсь.

Мы считаем необходимым провести тщательную увязку разрабатываемой программы вооружений с программой развития ОПК, поскольку в ней заложены финансирование отдельных работ, подготовка производства, создание приоритетных образцов техники и вооружений, что является основой технологического перевооружения, инновационного перевооружения предприятий сегодня.

Считаем целесообразным Министерству обороны, Минпромторгу более активно привлекать для формирования этих программ (их взаимоувязки) институт генеральных конструкторов и руководителей интегрированных структур. Это позволит сделать программы более реализуемыми и будет способствовать инновационному пути развития предприятий промышленности ОПК.

Особую роль в инновационном развитии ОПК играют интегрированные структуры, которые осуществляют свою деятельность на фоне институциональных преобразований устаревших до 70 процентов фондов реструктуризации активов. В работе интегрированных структур есть несколько назревших проблем, которые надо решать законодательно.

Первое. Федеральным законом об акционерных обществах не урегулированы вопросы, связанные с деятельностью акционерных обществ, входящих в интегрированные структуры в части их управления, участия в федеральных программах и так далее.

Второе. Мы бы просили и считаем целесообразным выделение средств по федеральной целевой программе развития ОПК, развитие электронной компонентной базы производить через головные предприятия концернов. Это позволит сконцентрировать ресурсы для реализации инновационных программ развития центров компетенции, а не размазывать тонким слоем по дочерним предприятиям, как это сейчас происходит.

Третье. Необходимо упростить процедуру получения, оформления участия Российской Федерации в уставных капиталах акционерных обществ хотя бы для обществ со 100-процентным государственным капиталом, какими являются сегодня концерны, поскольку получение инвестиционных средств сегодня по федеральным программам крайне усложнено. Зачастую такие средства до предприятий доходят к концу года. Мы соответствующее предложение внесли в Минпромторг и просим нас поддержать.

Идеология на предприятиях ОПК сегодня – это технология. Особое значение приобретает необходимость системного подхода к разработке и реализации программ инновационного развития интегрированных структур с учётом взаимодействия с другими участниками этой кооперации. Это позволит избежать дублирования, и это существенная экономия ресурсов. Нам понятна ответственность интегрированных структур, производителей финальной продукции как заказчиков будущей передовой отечественной компонентной базы, планируемой к реализации на наших «кремниевых фабриках», которые сегодня создаются. Именно в рамках решения этой задачи сегодня в концерне «Вега» ведётся формирование распределённой системы базовых центров системного проектирования.

Составной частью инновационного развития концерна является принятая недавно советом директором программа технического перевооружения на ближайшие три года. Она, безусловно, носит инновационный характер. Помимо оснащения разрабатывающих и производственных подразделений современными комплексными технологиями предполагается существенное расширение кооперационного взаимодействия между предприятиями на современном уровне. Это обеспечит формирование единой сквозной корпоративной системы разработки продукции в распределённой корпоративной сети с централизованными информационными ресурсами. Сегодня у нас уже успешно работают фрагменты этой идеологии. Так, в цифровом формате мы реализовали проект создания самолёта ДРЛО для Индии совместно с израильской фирмой “IAI” и уже поставили заказчику. И, как говорил Анатолий Эдуардович, успешно работаем над созданием комплекса ДРЛО «А-100». Создание такой корпоративной сети разработки и производства, конечно, задача амбициозная, аналогов в России нет. Я считаю, что мы сможем это сделать за три года.

Одной из основных проблем в инновационном развитии предприятий ОПК является подготовка кадров. В силу целого ряда известных причин мы потеряли целое поколение разработчиков. Но сегодня время ставит новые задачи, необходимость формирования новой генерации специалистов для высокоинтеллектуальной инновационной среды. У нас в концерне за последние годы накоплен определённый опыт, мы работаем с вузами. Пять кафедр ведущих вузов (Физтеха, МВТУ имени Баумана и других) у нас работают. Я одну цифру назову: каждый десятый сегодня работающий в головной компании – это либо студент, либо аспирант. Все они работают, получают деньги и создают реальный продукт. Мы довели уровень молодых специалистов с 4 процентов до 38 за время существования концерна.

Реализовали пилотный проект по обеспечению жильём, консолидировав финансовые возможности интегрированной структуры. В 2008 году в посёлок Дубки («Гусарская баллада») Московской области мы инвестировали 210 миллионов и получили в июле месяце этого года 52 квартиры с отделкой, вручили ключи нашим молодым специалистам. Проект пилотный, правильный, очень интересный, всех заинтересовал. Но, Дмитрий Анатольевич, в этом деле нам нужна, конечно, государственная поддержка. Мы просили бы Вас рассмотреть возможность субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам для молодых специалистов, занятых в наукоёмких, высокотехнологичных отраслях ОПК.

Мы сегодня с радостью узнали о событии по «Сколково». Вектор Президента – создание «острова высоких технологий» в Сколкове. Мы это видим. На наш взгляд, кроме ведущих мировых фирм, Дмитрий Анатольевич, следует привлекать к этому важнейшему делу и интегрированные структуры в ОПК, которые создают наукоёмкую продукцию, ведущие отечественные вузовские и университетские центры.

И ещё один важный аспект, о котором сказал сегодня Дмитрий Анатольевич. Мы обсуждали эту ситуацию в кругу руководителей интегрированных структур, генеральных конструкторов. Речь идёт о том, что инновации – это новые прорывные направления, при успешной реализации которых удаётся вырваться вперёд. Но это всегда связано с риском. Надо не бояться рисковать, на то он и риск. Чтобы обеспечить реализацию рискованных направлений, нужны нетрадиционные подходы. У американцев есть программа ДАРПА, есть другие аналоги и так далее. На наш взгляд, назрела необходимость создания такого фонда либо программы. Фондом должен управлять оперативный орган, состоящий из специалистов-экспертов высочайшего уровня. Это должны быть межведомственные профессионалы. А возглавить такой орган должен Президент Российской Федерации либо Председатель Правительства. Это поможет избежать финансовых проволочек и повысит эффективность.

Программа должна быть значимой, для этого объём финансирования должен составлять 3–5 процентов от бюджета ГПВ. Надо не бояться потратить средства на рисковые проекты. Конечно, что-то может и не получиться, но результат окупится. ОПК должен стать главным генератором изобретений и новаций. Мы хорошо понимаем, инновационные технологии – это не самоцель, а важный вклад превращения военного потенциала нашей страны в модернизацию экономики.

Спасибо за внимание».

Президент РФ Дмитрий Медведев, внимательно заслушав выступление Владимира Вербы, решил уточнить ряд заинтересовавших его моментов у министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко и докладчика. Между ними произошла оживленная беседа:

« Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Владимир Степанович.

По поводу упрощения участия в дочерних структурах. Вопрос вполне конкретный, надо просто понять, в чём такое упрощение видится и возможно ли это в рамках действующего законодательства, требуются ли изменения.

В.ВЕРБА: … По поводу средств, которые мы получаем по программе развития ОПК и ЭКБ. Они получаются каждым дочерним предприятием. Мы сегодня разработали инновационные программы развития интегрированных структур. И есть центры компетенции, центры роста, которые нужно финансировать, нужно не размазывать, а дать в головную компанию для того, чтобы эта программа была реализована.

В.ХРИСТЕНКО: По поводу субсидий. Действительно, на сегодняшний день законодательство в основном применяется, когда федеральный бюджет участвует в развитии, то есть в капитальных вложениях, в инвестициях через изменение, через увеличение доли его участия в основном капитале либо в акционерном капитале. И в этом смысле эта норма достаточно жёсткая по законодательству, она требует для акционерных обществ достаточно громоздких процедур – через собрания акционеров…

…Для 100-процентных акционерных обществ, принадлежащих государству, было предложение упростить ситуацию и сделать в виде субсидий. Но это достаточно непростая процедура, которая должна быть Министерством финансов, Министерством экономики акцептована, поскольку субсидия в данном случае не будет иметь как бы обратную связь в виде актива, который учтён там, – запись в реестре и так далее. Это будет безвозвратная субсидия на развитие того, что мне полностью принадлежит. И в определённой степени это беспрецедентно. Пока у нас таких вещей нет. Но, с нашей точки зрения, по крайней мере для 100-процентных акционерных обществ это вполне разумная вещь, если точно сформулировать цели, для чего даётся эта субсидия.

А вторая история – по поводу «не размазывать тонким слоем». Я просто напомню, что программа развития ОПК вообще первая в своей истории была принята в 2007 году, и она была рассчитана на 2007–2015 годы. К тому моменту, когда она формировалась и принималась, у нас интегрированных структур было очень мало. И в этом смысле она естественным образом опять-таки в силу законодательства должна замыкаться на получателе средств на развитие конкретных компаний. И эти конкретные компании, акционерные общества должны быть перечислены прямо каждая в законе о бюджете, записана каждая компания в законе о бюджете. И, собственно, в определённой степени предыдущая программа развития ОПК, она и сформировала этот листинг, перечень тех компаний, которые являются получателями. Теперь новую программу развития ОПК мы в максимальной степени делаем с учётом созданных интегрированных структур для того, чтобы не только интегрированным структурам повысить управляемость собственной площадкой, но и для того, чтобы упростить в определённой степени бюджетную технологию, чтобы сократить количество получателей.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ладно.

И последнее по поводу субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам. У нас же такая программа была, только она была очень ограниченного действия. В рамках национального проекта мы кое-что субсидировали по ипотечным кредитам для молодых специалистов. И была отдельная программа по Академии наук на эту тему. Надо посмотреть просто по нашим возможностям. В принципе, конечно, было бы неплохо сделать.

В.ВЕРБА: Спасибо».

При подготовке материала использовались материалы официального сайта Президента РФ и телепрограммы «Вести».


Возврат к списку


Россия, 121170, Москва, Кутузовский проспект, 34
Телефон: 8(499) 753-4004
Факс: 8(495) 933-1563